На Art&Fashion: New dimension впервые в Харькове показали работы Bob Basset. В том числе — совместную работу с Гамлетом

Посмотреть на взаимоотношения моды, искусства и технологий в современном контексте харьковчане смогли на проекте Art&Fashion: New dimension. Проект подготовлен специально для Ночи Музеев в Харькове. Увидеть экспозицию харьковских художников, работающих с модой как с частью современного искусства, можно было только в течение восьми часов 20 мая в ЕрмиловЦентре.

 

Куратор проекта Марина Лосева собрала программу Art&Fashion из концептуальных показов, перфомансов, экспозиций, видеолекций, кураторских экскурсий и экспериментальных видео. Все участники проекта так или иначе работают с новыми технологиями и форматами. По словам куратора, сегодня соединение Art&Fashion формирует пространство, где можно создавать арт-объекты и воплощать концепты, ранее невозможные. “Мы увидели не просто на одежду как арт-объект, но само тело как арт-объект, — говорит куратор. —Увидели, как развитие технологий меняет взаимоотношения моды с другими визуальными искусствами”.

 

Одно из центральных событий проекта — экспозиция арт-студии Bob Basset. Несмотря на то, что студия базируется в Харькове, ее работы в родном городе до сих пор не выставлялись (хотя экспонировались в Париже, Милане, Гонконге, Пекине, Сеуле, Токио, Лондоне, Нью-Йорке, Донецке и Киеве).

 

Концептуальная основа экспозиции — человеческий череп как один из кодов и объектов внимания как моды, так и искусства в целом.

Человеческая голова и череп в частности — это своего рода холст. Мы каждый день рисуем на нем, всю жизнь, — говорит сооснователь арт-студии Bob Basset Сергей Петров. — Ломаем голову, откручиваем, перепрошиваем — всё время занимаемся ее деконструкцией и декодированием. А потом опять — конструированием. Иногда она становится квадратной. Или вот прямоугольной — как в нашем совместном детище с Гамлетом. Мы прячем голову, иногда в специальный чехол — маску. Маска расписанная — это уже двойной слой кодов и смыслов, особенно когда авторы самой маски и росписи — разные”.

 

О сотрудничестве с Гамлетом Зиньковским Сергей Петров говорит с нескрываемым удовольствием: “Он мне долго морочил голову. Череп прогрыз практически. Хочу прямоугольный череп! Ну рисуй. Рисовал с полгода, наверное. Но я ему отомстил. Случайно. Я сделал по его макету маску, он стал ее расписывать — вся краска слазит. Один раз смыли, второй, третий. А у меня как затмение — забыл дать ему специальную краску для кожи. А он, бедняга, чуть голову не сломал. Получилось что-то очень крутое в итоге”.

 

Большинство работ Bob Basset находится в частных коллекциях по всему миру — поэтому устроить выставку художника в Украине непросто.Но украинский рынок коллекционеров развивается, и последние три года  объекты Bob Basset покупают не только в Европе, Америке, Австралии и Японии, но и на родине. Так что в этом году художник уже в четвертый раз экспонируется в Украине. Первыми были превью-экспозиция в галерее Parfume Buro и большая персональная выставка Bob Basset Entity в Bereznitsky Gallery (то и другое — Киев). Затем — совместный показ с Balossa в рамках Lviv Fashion Week во Львове. Самая большая в мире коллекция работ Bob Basset сегодня — у киевского ресторатора Дмитрия Борисова, 22 маски.

 

Полноформатную выставку в Харькове художник Сергей Петров обещает в апреле 2018, а на Art&Fashion показал ряд работ разных лет, которые находятся в его собственности.

В частности, работу из цикла ΣΑΛΩΜΗΣ (“Саломея”; техноромантическое прочтение евангельского сюжета об Иродиаде), черепа, созданные Bob Basset совместно с фешн-иллюстратором Алиной Замановой и художником Гамлетом, апокалиптическую работу Поп-боец (она же orthodox demon hunter), стимпанкового Cyber Dog, маски-мумии и другие.

 

Директор центра современного искусства “ЕрмиловЦентр” и сокоординатор проекта Art&Fashion: New dimension Наталия Иванова говорит:“Для нас очень важно, что Bob Basset, художник с мировым именем, впервые в Харькове выставляется именно у нас. Тем более — в таком проекте. Ведь Bob Basset идеальный пример того, как искусство и мода создают друг друга — в рефлексии, в сотрудничестве. Показательны в этом смысле маски-сумки — арт-объекты и часть фешн-канона. Образы, к которым обращается студия, это тоже коды высокого искусства. Та же “Саломея” — мы ее видим в живописи много столетий, у Кранаха, у Караваджо, у фон Штука. В театре (Уайльд, Штраус, Виктюк), в кино (у Альмодовара, у Пазолини). И вот внезапно она всплывает у техноромантиков, в очень жестком и красивом прочтении.

Прекрасно, что рядом с такими большими именами, уже состоявшимися, на выставке есть и совсем новички, студенты — проект In Form Space под кураторством Марины Кисиль. Для них Bob Basset — прекрасный пример того, что сегодня харьковский художник может создавать не только великолепные произведения искусства, но и мировые  тренды. И так — включать Харьков в мировой Art&Fashion контекст”.

 

В Art&Fashion: New dimension также участвовали: перфомансисты Константин Зоркин и Сандро Гарибашвили, фотохудожник Анна Мельникова (стипендиатка Гаагской Академии искусств), художник направления диджитал-кутюр Ольга Чурилова, Елена Герасимова, арт-проект In Fofm Space, Оксана Косенко, Platie, Гараж Хаб, художница Даша Ракова, студия Инны Педан. Свою первую капсулу, из девяти работ, показала и сама куратор Марина Лосева. Коллекция называется “Слободні”, что уже самим названием отсылает нас к попытке перепрочитать некий “дух Слобожанщины”. Видеолекции прочитали Константин Зоркин, Сергей Петров, Марина Лосева и Константин Пономарёв.

Очень интересно было увидеть, что сделал Костя Зоркин, — признаётся Сергей Петров. — Мне кажется, он очень близкий мне по духу — хоть и другой по манере — художник. В “Дне Кита”, и в “Атласе отрезков пути” он тоже работал и с масками, и с телом как объектом. У него тоже есть этот странный, не истасканный романтизм, который одной ногой в каких-то очень архаичных вещах, а второй — где-то очень далеко в будущем. Это странное пред(пост?)апокалиптическое настроение, антиутопическое, но вместе с тем и грандиозный оптимизм, вера в человеческую голову. А эта “вера в голову” — она вообще самое важное, так мне кажется”.

Проект Art&Fashion: New dimension был подготовлен специально для Ночи Музеев в Харькове. Ночь Музеев — международный проект, в котором принимают участие более тысячи институций по всему миру. Тему традиционно определяет Международный совет музеев (ICOM). Тема этого года —  «Музеи и спорная история: рассказывая о замалчиваемом» («Museums and contested histories: Saying the unspeakable in museums»).