На фестивале Kharkiv MeetDocs состоялись три всеукраинские премьеры

В Харькове завершился первый международный кинофестиваль документального кино о правах человека Kharkiv MeetDocs. Фильмом закрытия стала лента Татьяны Чистовой «Убеждения». Её героями стали российские «отказники совести» - парни, отстаивающие в крайне милитаризованном обществе своё право не убивать людей по приказу Кремля. Показ на фестивале стал премьерой в Украине. Также впервые украинский зритель смог посмотреть картину о знаменитом российском акционисте «Павленский. Голая жизнь» и фильм о Доброполье «Долгое эхо».

 

Организаторы фестиваля старались выбирать для показа фильмы, интересные не только специалистам, но и широкому зрителю, раскрывающие темы, волнующие многих людей. О том, как изменилась жизнь на Донбассе после начала войны снимают множество репортажей — украинский зритель их с интересом смотрит. Но режиссёрам Лукашу Лакоми и Веронике Гласуновой удалось большее — они снимали жизнь обычного городка Доброполье ещё до 2014 года. На их глазах городок узнавал о протестах в Киеве, начале войны, мобилизации.

 

Но, как часто бывает, за новостным поводом прячется самое интересное и важное — город на территории АТО живёт своей банальной и уникальной одновременно жизнью. Несмотря на все стереотипы о шахтёрских городах, жизнь здесь кажется интересной и необычной, а многие местные «чудаки» вызывают искреннюю симпатию. Авторам удалось создать уникальный документ эпохи, зафиксировать перемены, происходящие с городом и его людьми.

Зафиксировать биографию человека, задокументировать самые громкие высказывания художника попыталась Дарья Хренова в фильме «Павленский. Голая жизнь». Фильм рассказывает о жизни Петра Павленского — самого яркого художника-акциониста эпохи, подрывающего устои путинского режима самим фактом своего существования. Сам Павленский не только активно включался в процесс съёмок и монтажа, даже присылал свои архивные материалы Дарье Хреновой и сделал её оператором своей акции «Угроза», когда поджигал дверь в управление ФСБ. В мае Павленский успел уехать во Францию — российский Следственный комитет возбудил против него уголовное дело.

 

Для закрытия фестиваля был выбран фильм «Убеждения». В России, постоянно проводящей официальные и необъявленные войны, милитаризм стал нормой. В то же время, законодательство содержит демократическую норму — право человека не служить в армии, если военное дело противоречит его убеждениям. Режиссёр Татьяна Чистова снимала заседания специальных комиссий, на которых призывники отстаивали своё право не брать в руки оружие, не отправляться в Грузию, Сирию или на Донбасс, чтобы погибнуть за чуждые им интересы. Критика утверждает, что череда героев фильма и их судей становится отображением российского общества — внешне однообразно покорного, но при близком рассмотрении полное смельчаков, готовых бороться за свои права.

 

Украинский режиссёр-документалист Сергей Буковский, представлявший на фестивале свои фильмы «Главная роль» и «Живые», особенно высоко ценит работы своих российских коллег, впервые показанные в Украине:

 

«Эти фильмы показывают нам другую Россию. Когда-нибудь конфликт между нашими странами закончится, и нам придётся иметь дело не с нынешней Россией, а с совсем другой. И её голос звучит благодаря российским документалистам. Особенно важным мне кажется, что эти картины, которые в России практически невозможно показать публично, демонстрируются в Харькове, вблизи российской границы. Если Харьков станет такой площадкой для разговора с другой Россией, это будет замечательно».

Российский коллега Буковского, режиссёр Аскольд Куров, также представивший на фестивале две своих работы — «Процесс. Российское государство против Олега Сенцова» и «Дети 404», нашёл параллели между премьерами и показанной на фестивале ретроспективой:

 

«Мы смотрели великолепный фильм Феликса Соболева «Я и другие», где как раз показывается влияние большинства. И то, что такие фильмы, как «Павленский. Голая жизнь» или «Убеждения» появляются, означает, что в России есть люди, которые думают независимо, самостоятельно. Мне тоже было приятно увидеть на дискуссиях в Харькове свободномыслящих, понимающих зрителей. Это очень важно для автора».

 

Первостепенное значение зрителя для фестиваля подтверждает и глава оргкомитета Kharkiv MeetDocs Евгения Кригсхайм: «Харьковский зритель готов к кинофестивалю, к разговору на сложные и важные темы, соскучился по качественной документалистике и нуждается в своём фестивале. Мы планируем вернуться в следующем году со значительно расширенной программой, не на три дня, а, например, на семь. И, возможно, с полноценным конкурсом. В любом случае, мы снова привезём лучшие документальные фильмы».

Напомним, что международный кинофестиваль документального кино о правах человека Kharkiv MeetDocs проходил в Харькове с 29 сентября по 1 октября на трёх локациях: в Харьковском национальном университете им. В.Н.Каразина, Театрально-концертном центре (бывший Малый зал ХНАТОБ имени Н.В.Лысенко), Кинотеатре «8 ½». Было показано 12 фильмов, проведено четыре мастер-класса и панельные дискуссии. Кроме национальных, состоялись две харьковских премьеры “Школа №3” (фильм-открытие фестиваля) и “Дети 404”. После показа картины “Процесс. Российское государство против Олега Сенцова” и обсуждения фильма с режиссёром Аскольдом Куровым состоялся флэшмоб #ПораОтпускать, во время которого все зрители подняли таблички с требованием освободить Олега Сенцова.